Когда нужен логопед

Речь в умственном формировании ребенка играет огромную роль: она помогает усваивать, накапливать и передавать информацию, выражать эмоции и переживания, способствует становлению пространственного и образного мышления, логики и множества других мыслительных процессов. Если у ребенка имеются дефекты разговорной речи, это может затормозить интеллектуальное развитие, обернуться выраженными проблемами с адаптацией в обществе и обучением в школе. Родителям таких детей крайне важно своевременно обратиться за помощью к логопедам.

Кто такой учитель-логопед?

Детский логопед – это специалист, в обязанности которого входят:

  • общая оценка речевых функций;
  • определение характера и объема имеющихся нарушений;
  • становление правильной речи;
  • коррекция речевых дефектов.

На первой консультации логопед собирает о ребенке всю нужную информацию, проводит беседу с будущим учеником, его родителям и выносит заключение о наличии или отсутствии речевых расстройств. По итогам этой беседы специалист может дополнительно направить ребенка на медицинский осмотр к психиатру, психологу, неврологу или другому врачу в зависимости от ситуации.

В дальнейшем логопед составляет индивидуальный план занятий, в который могут входить различные методики воздействия на речевые функции, каждая из которых преследует свои цели. К ним относятся:

  • постановка речевого дыхания;
  • артикуляционная гимнастика для детей, направленная на улучшение работы артикуляционного аппарата;
  • коррекция звукопроизношения, включая отдельные буквы и слоги;
  • расширение словарного запаса;
  • развитие лексико-грамматического строя речи;
  • становление фонематических процессов (способности воспринимать, анализировать, запоминать и передавать полученную информацию).

Логопед работает не только с разговорной речью, в сферу его деятельности также входит обучение правильным навыкам письма и чтения.

Как понять, что ребенку нужен логопед

Даже при отсутствии жалоб и проблем с речевыми функциями желательно регулярно показывать ребенка логопеду, особенно в возрасте от 3 до 7 лет, когда происходит наиболее активное становление речевых навыков.

Кроме того, специалисты рекомендуют обращаться за помощью, если:

  • в возрасте 1–1,5 лет малыш не лепечет, не пробует повторять за взрослыми слоги и короткие слова, не пытается звуками передавать просьбы и информацию;
  • в возрасте 2–2,5 лет ребенок не знает или не говорит 7–10 слов и предпочитает общаться знаками и жестами;
  • в возрасте 3–3,5 лет при разговоре только лепечет на «своем» языке или постоянно путает и заменяет схожие по произношению буквы;
  • в возрасте 4–5 лет допускает систематические ошибки при проговаривании одних и тех же слов, не может ответить на простые вопросы, шепелявит, имеет скудный словарный запас, не понимает значение простых терминов и т.д.;
  • в возрасте 6–7 лет не может связно пересказать даже маленький рассказ, имеет проблемы с чтением и написанием букв, плохо запоминает новые символы, меняет при разговоре порядок слогов в слове и слов в предложении, заменяет буквы на схожие по написанию или звучанию знаки.

Другими возможными поводами для консультации с детским логопедом могут стать:

  • появление новых речевых отклонений после сильного эмоционального переживания, ушиба головы, резкой смены обстановки, например, при переезде в другой город или квартиру, изменении состава семьи, переходе в другую школу и т.д.;
  • трудности в общении со сверстниками;
  • неразборчивый, неровный, прыгающий почерк;
  • повторяющиеся ошибки при написании текста;
  • пропуск слогов и целых слов при чтении.

Также желательно показать ребенка специалисту, если он заикается, имеет проблемы с носовым дыханием, у него меняется окраска голоса (гнусавость, осиплость).

Профилактика речевых нарушений

Специалисты для снижения риска развития дефектов речи советуют:

  • чаще читать детям вслух, рассказывать сказки, истории, проговаривать вместе потешки, скороговорки и короткие стихотворения (рифмованные строчки лучше запоминаются);
  • не игнорировать вопросы ребенка, даже если они кажутся глупыми, слишком простыми, надуманными и т.д.;
  • не использовать при общении с малышами сокращенные варианты слов, сюсюканье, большое количество уменьшительно-ласкательных суффиксов;
  • стимулировать желание общаться словами, а не жестами;
  • аккуратно и мягко, не ругая, указывать на ошибки в произношении отдельных слов, на неверное ударение;
  • поощрять общение со сверстниками и людьми более старших возрастных категорий для обогащения словарного запаса.

Также крайне желательно регулярно показывать ребенка стоматологу, так как аномалии развития зубочелюстной системы нередко приводят к речевым дефектам. В некоторых случаях исправление прикуса у детей может одним разом решить все имеющиеся проблемы.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть