Когда нужен логопед
Речь в умственном формировании ребенка играет огромную роль: она помогает усваивать, накапливать и передавать информацию, выражать эмоции и переживания, способствует становлению пространственного и образного мышления, логики и множества других мыслительных процессов. Если у ребенка имеются дефекты разговорной речи, это может затормозить интеллектуальное развитие, обернуться выраженными проблемами с адаптацией в обществе и обучением в школе. Родителям таких детей крайне важно своевременно обратиться за помощью к логопедам.
Кто такой учитель-логопед?
Детский логопед – это специалист, в обязанности которого входят:
- общая оценка речевых функций;
- определение характера и объема имеющихся нарушений;
- становление правильной речи;
- коррекция речевых дефектов.
На первой консультации логопед собирает о ребенке всю нужную информацию, проводит беседу с будущим учеником, его родителям и выносит заключение о наличии или отсутствии речевых расстройств. По итогам этой беседы специалист может дополнительно направить ребенка на медицинский осмотр к психиатру, психологу, неврологу или другому врачу в зависимости от ситуации.
В дальнейшем логопед составляет индивидуальный план занятий, в который могут входить различные методики воздействия на речевые функции, каждая из которых преследует свои цели. К ним относятся:
- постановка речевого дыхания;
- артикуляционная гимнастика для детей, направленная на улучшение работы артикуляционного аппарата;
- коррекция звукопроизношения, включая отдельные буквы и слоги;
- расширение словарного запаса;
- развитие лексико-грамматического строя речи;
- становление фонематических процессов (способности воспринимать, анализировать, запоминать и передавать полученную информацию).

Логопед работает не только с разговорной речью, в сферу его деятельности также входит обучение правильным навыкам письма и чтения.
Как понять, что ребенку нужен логопед
Даже при отсутствии жалоб и проблем с речевыми функциями желательно регулярно показывать ребенка логопеду, особенно в возрасте от 3 до 7 лет, когда происходит наиболее активное становление речевых навыков.
Кроме того, специалисты рекомендуют обращаться за помощью, если:
- в возрасте 1–1,5 лет малыш не лепечет, не пробует повторять за взрослыми слоги и короткие слова, не пытается звуками передавать просьбы и информацию;
- в возрасте 2–2,5 лет ребенок не знает или не говорит 7–10 слов и предпочитает общаться знаками и жестами;
- в возрасте 3–3,5 лет при разговоре только лепечет на «своем» языке или постоянно путает и заменяет схожие по произношению буквы;
- в возрасте 4–5 лет допускает систематические ошибки при проговаривании одних и тех же слов, не может ответить на простые вопросы, шепелявит, имеет скудный словарный запас, не понимает значение простых терминов и т.д.;
- в возрасте 6–7 лет не может связно пересказать даже маленький рассказ, имеет проблемы с чтением и написанием букв, плохо запоминает новые символы, меняет при разговоре порядок слогов в слове и слов в предложении, заменяет буквы на схожие по написанию или звучанию знаки.
Другими возможными поводами для консультации с детским логопедом могут стать:
- появление новых речевых отклонений после сильного эмоционального переживания, ушиба головы, резкой смены обстановки, например, при переезде в другой город или квартиру, изменении состава семьи, переходе в другую школу и т.д.;
- трудности в общении со сверстниками;
- неразборчивый, неровный, прыгающий почерк;
- повторяющиеся ошибки при написании текста;
- пропуск слогов и целых слов при чтении.
Также желательно показать ребенка специалисту, если он заикается, имеет проблемы с носовым дыханием, у него меняется окраска голоса (гнусавость, осиплость).
Профилактика речевых нарушений
Специалисты для снижения риска развития дефектов речи советуют:
- чаще читать детям вслух, рассказывать сказки, истории, проговаривать вместе потешки, скороговорки и короткие стихотворения (рифмованные строчки лучше запоминаются);
- не игнорировать вопросы ребенка, даже если они кажутся глупыми, слишком простыми, надуманными и т.д.;
- не использовать при общении с малышами сокращенные варианты слов, сюсюканье, большое количество уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- стимулировать желание общаться словами, а не жестами;
- аккуратно и мягко, не ругая, указывать на ошибки в произношении отдельных слов, на неверное ударение;
- поощрять общение со сверстниками и людьми более старших возрастных категорий для обогащения словарного запаса.
Также крайне желательно регулярно показывать ребенка стоматологу, так как аномалии развития зубочелюстной системы нередко приводят к речевым дефектам. В некоторых случаях исправление прикуса у детей может одним разом решить все имеющиеся проблемы.